Филиалы в России:
Наши услуги
Оставить заявку
Звонок бесплатный
Цены
Наши услуги
Оставить заявку
Звонок бесплатный
Цены
Звонок бесплатный

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)


Что такое оценка воздействия на окружающую среду
Оценка воздействия на окружающую среду — это исследование, при котором выявляют и анализируют потенциальные факторы влияния объекта на природную среду и здоровье людей. Результаты ОВОС служат основанием для запрета или разрешения на деятельность будущего предприятия.

Оценку воздействия на окружающую среду проводят для разных целей:
  • понять, насколько опасным будет производство;
  • определить возможные альтернативы с меньшим уровнем пагубного влияния;
  • разработать меры по уменьшению вредного воздействия на экосистему;
  • предотвратить серьезный урон природной среде;
  • восстановить экосистему и природные ресурсы, пострадавшие от деятельности предприятия или объекта;
  • с самого начала организовать работу объекта в соответствии с нормами, установленными экологическим законодательством.

ОВОС — комплексное многоступенчатое исследование. Его проводят:
  • на этапе проектирования будущих объектов;
  • для обоснования финансовых вложений в проекты;
  • при выборе наиболее подходящего местоположения для потенциального объекта;
  • при вводе здания в эксплуатацию.

По итогам оценки воздействия на окружающую среду анализируют уровень экологического риска потенциальной работы объекта. Результат зависит от того, насколько среда в выбранной местности устойчива к негативному воздействию в периоды спокойной работы объекта и при возможных опасных ситуациях.

При проведении ОВОС общественность предупреждают о проектируемом объекте строительства, реконструкции или ввода в эксплуатацию и о влиянии, которое он может оказать на среду. О том же предупреждают местные органы власти.

Процесс оценки воздействия на среду включает обратную связь от населения и власти, учет их пожеланий и замечаний. Итоговые результаты оценки проходят государственную экспертизу и утверждаются в Росприроднадзоре.

Нормативная база ОВОС
Разработка раздела ведется на основании Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды (с изменениями на 26 марта 2022 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2022 года)» и Приказа Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 01.12.2020 N 999

Этапы проведения ОВОС
Оценка воздействия на окружающую среду проводится в несколько этапов.

На первом составляют проект технического задания и предупреждают о предстоящей оценке общественность и местные органы власти.

В рамках данного этапа необходимо:
  • предоставить органам власти документы, обосновывающие проведение ОВОС;
  • оформить проект технического задания;
  • разослать проект ТЗ в органы власти, регулирующие сферу охраны окружающей среды;
  • устроить общественные обсуждения. С этой целью создают специальные рабочие группы, которые должны продумать порядок проведения обсуждений, определить ответственных лиц за регистрацию и прием предложений и замечаний, разместить проект ТЗ в общественном доступе, определить список изданий, в которых сведения о начале ОВОС и обсуждениях и другие ключевые вопросы;
  • проинформировать общественность о каждом аспекте обсуждений материалов по ОВОС;
  • запустить работу общественных приемных и разместить в них все материалы, фигурирующие в процессе оценки;
  • обсудить с общественностью проект ТЗ, принять к сведению замечания, учесть предложения, выслушать мнение уполномоченных органов;
  • составить отчет по результатам первого этапа;
  • подвести итоги, внести изменения в проект ТЗ.

По результатам исследований первого этапа составляется финальный проект технического задания, с учетом всех замечаний со стороны органов и общественности. Его размещают в приемных и публикуют в СМИ.

Итоговое техническое задание должно включать:
  • описание будущих производственных процессов;
  • цели деятельности;
  • выбранные альтернативы;
  • условия, в которых будет работать предприятие;
  • дополнительные сведения и обосновывающие документы.
На втором этапе проводят исследования, необходимые для комплексной оценки влияния объекта на окружающую среду. А именно:
  • определяют характеристики деятельности потенциального предприятия и альтернативы;
  • анализируют состояние природной среды в местности, где будет действовать объект;
  • выявляют потенциальные факторы пагубного воздействия;
  • рассчитывают степень негативного влияния на среду и здоровье населения;
  • определяют систему мер для уменьшения уровня опасности предприятия;
  • оценивают уровень остаточных воздействий на среду и их результатов;
  • разрабатывают систему мер для экологического контроля на разных этапах реализации планируемой деятельности;
  • готовят предварительные материалы ОВОС, в том числе доступное описание для общественности, не обладающей экспертными знаниями.

В процессе специалисты могут встречаться с представителями власти для обсуждения отдельных вопросов. По-прежнему действуют приемные участки, куда население может направлять замечания и пожелания, которые принимают во внимание в процессе оценки воздействия на окружающую среду.

Третий этап ОВОС — этап общественных обсуждений. Сведения и предварительные итоги размещают в СМИ и на приемных участках. Опубликовать материалы нужно в течение месяца после того, как предварительные результаты объявят доступными для рассмотрения.

В течение месяца после начала обсуждений население и представители власти изучают материалы, оставляют свои комментарии и замечания. На основании дополнений вносятся корректировки в проект.

После доработки материалов оформляют окончательный вариант ОВОС, который публикуют в открытом доступе.

На заключительном этапе результаты оценки вместе с обосновывающими документами подают на государственную экспертизу. Если сведений будет недостаточно, органы запросят дополнительную документацию. Подать уточняющую информацию нужно в течение 30 рабочих дней.

Когда орган убедится, что представленных сведений достаточно, он уведомит об этом заявителя и пришлет ему счет на оплату экспертизы.

Сама экспертиза занимает до двух месяцев. В некоторых случаях срок могут продлить на месяц по просьбе заявителя, если это не противоречит закону. Кроме того, заказчик может присутствовать на заседаниях и участвовать в обсуждении, если комиссии потребуются дополнения и уточнения по отдельным вопросам.

Если эксперты придут к единому мнению, что представленные материалы ОВОС соответствуют действующим нормам и стандартам природоохранного законодательства, то выдадут положительное заключение с обоснованными выводами. Этот документ передают на рассмотрение в Роспотребнадзор.

После того, как департамент согласится с выводами комиссии и утвердит заключение экспертов, процедуру можно считать завершенной.

Ответственность за работу без ОВОС
Объекты не вправе начинать работу без предварительной оценки влияния на окружающую среду. При строительстве, реконструкции, использовании зданий или вводе их в эксплуатацию без положительных результатов ОВОС можно получить штраф:
  • для должностных лиц — на сумму от 20 до 100 тысяч рублей;
  • для организаций — до 50 до 100 тысяч рублей.

Кроме того, деятельность объекта должна полностью соответствовать документации, представленной для проведения ОВОС. Если контролирующие органы обнаружат нарушения, то оштрафуют организацию на сумму до 100 тысяч рублей.

Заказать услугу проведения ОВОС
Оценка влияния на окружающую среду — сложное исследование. Порядок оценки и состав документов формируется для каждого объекта индивидуально, в зависимости от сферы деятельности, территории, климатических и многих других условий.

Для проведения ОВОС стоит обратиться в компетентную компанию. Помощь специалистов, разбирающихся в нюансах природоохранного законодательства и специфике деятельности отдельных объектов, позволит:
  • грамотно организовать каждый этап оценки в соответствии с порядком, установленным нормативными актами;
  • грамотно оформить комплект документации, необходимой для рассмотрения на комиссии и в Роспотребнадзоре;
  • получить положительное заключение по ОВОС и законно вести строительство, реконструировать объекты и вводить их в эксплуатацию.
Сколько стоит услуга разработки ОВОС?

Другие услуги экологического проектирования

Мероприятия по охране окружающей среды (ПМООС)
Проектирование санитарно-защитных зон (СЗЗ)
Оценка риска для здоровья населения в СЗЗ
Разработка нормативов отходов (НООЛР)
Паспорт опасных отходов
Разработка нормативов выбросов (НДВ)
Проект ЗСО источника водоснабжения
План уменьшения выбросов в период НМУ
Разрешительная документация
Аттестат аккредитации
Выписка из реестра СРО
Компании, с которыми мы работаем
Отзывы клиентов